Кабмин за полгода так и не смог ввести в Украину ни тонны китайской гречки

11.02.2011

Кабмин за полгода так и не смог ввести в Украину ни тонны китайской гречки. И не ввезет. Иначе станет очевидно, что главный «спекулянт» в этой стране именно он сам

Очередное тотальное подорожание в Украине товаров и услуг вызвало у руководства Кабмина бурный приплыв энергии в поисках «врагов народа». На сегодняшнем заседании Кабмина у «спекулянтов» решили отобрать еще одну лазейку, через которую они выкачивали в украинцев деньги. Соответствующим постановление правительство вводит ограничение рентабельности расфасовки продуктов питания.

«Как показал анализ, именно на этом этапе «предприимчивые» делки накручивают цену продукции в 1,5-2 раза», - заявил на вчерашнем заседании Кабмина Никоалй Азаров. Теперь, стало быть, цены на те же крупы (и в первую очередь, следует понимать) гречку должны просто таки обвалиться.

Следуя европейской продукции, желание Кабмина создать прозрачный механизм контроля за формирование цены просто-таки похвально. Тем более, теперь стало ясно, что ранее Госинспекция по ценам не имела ни малейшего представления о ценообразовании.

«Фасовка продукции – одни из путей по нивелированию ограничений правительства на торговые надбавки. Делается так: к себестоимости нефасованной продукции добавляется цена фасовки, которая может отличаться от реальной в десятки раз. К этому добавляется разрешенный уровень торговой надбавки. Плюс еще прибыль от продажи»,- рассказал «Комментариям» производитель продуктов питания. По его словам, предприниматели вынуждены идти на такой шаг по причине сильной зарегулированности рынка «социальных» продуктов питания, на котором цены устанавливает не производитель, а чиновник.

«Предприниматели действительно имеют возможность повышать розничные цены на гречку за счет включения в стоимость упаковки. Но введение фиксированного уровня рентабельности на упаковку не снизит цену продукции в полтора-два раз. Дело в том, что сейчас аграрии продают зерно гречихи перерабатывающим предприятиям по 10 гривен за килограмм, откуда оно поступает для реализации уже по цене 13-15 гривен. Поэтому, за счет фиксирования рентабельности фасовки не удастся кардинально снизить цены», - поделился с «Комментариями» своим видением ситуации генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа.

По словам же участников рынка, усиление административного пресса путем установления необоснованных цен (с последующей фиксацией их в первичных документах) рассчитано на краткосрочный эффект. Уже через несколько месяцев оно приведет к образованию дефицита на внутреннем рынке по целым группам социальных товаров. В первую очередь, крупяной и макаронной продукции, сахара и куриных яиц – возможности которых по диверсификации собственного производства ограничены. Ведь нормативных актов, заставляющих пищевые предприятия выпускать какой-то четко обозначенный ассортимент продуктов, не существует.

Те предприятия, для которых переход на новую схему работы (с соответствующими откатами за услуги посредников) будут неприемлемы, окажутся на грани выживания. В качестве примера эксперты называют хлебозаводы: ограничение рентабельности производства хлебобулочных изделий социальных сортов (составляющие свыше половины в объемах производства большинства предприятий), привело к тому, что многие заводы сегодня еле сводят концы с концами.

«Ограничение рентабельности упаковки выступит стимулом для пищевиков в поисках обходных путей. Стоимость упаковки автоматически резко возрастет - появятся «буферные» компании, которые будут реализовывать упаковочные материалы производителям продуктов питания (гофкартон, пленку и т.д.) по многократно завышенным ценам. Кроме того, это вынудит часть игроков, не способных переориентировать свой ассортиментный портфель на выпуск высокомаржинальной продукции, совсем покинуть рынок. При изменении условий работы выйти на точку безубыточности (не говоря уже о какой-то прибыли) при рентабельности не выше 10% им будет крайне проблематично» - рассказал «Комментариям» представитель компании, которая занимается производством продуктов питания.

«У нас борьба с подорожанием выглядит так: назначить цены производителям и запретить экспорт. Такие методы применяются только в бедных странах со слабой исполнительной властью, с непрофессиональными чиновниками. У них одно желание – руководить рынком как в Советском Союзе. По-другому у них и не получается, да и сами они не хотят. Вот почему та же гречка должна стоить 13 гривен. Кто выдал такую цену?» - рассказал изданию директор консалтинговой компании «ААА» Сергей Наливка.

Согласен с его оценками и руководитель компании «ПроАгро» Николай Верницкий, который считает, что «гречневый ажиотаж» искусственно раздувается самим правительством. И таким образом делается видимость, что чиновники контролируют ситуацию на этом рынке. Тем более, большинства населения гречка не является продуктом первой необходимостью – в среднем украинец потребляет 2 кг этой крупы в год.

«Правительство занимается лечением симптомов, а не лечением болезни. Правительству необходимо больше думать о социальных вопросах, о повышении благосостояния населения, а не заниматься введением предельных ставок рентабельности. Отображение цены производителя и торговой надбавки в первичных документах является механизмом увеличения контроля правительства над производителем. Так, мы можем вернуться к практике Советского Союза, когда правительство само назначало цены. И как выглядели в те времена полки магазинов - в этой стране еще многие помнят», - считает Николай Верницкий.

Comments.ua

Другие материалы раздела

Последние новости