Сухогрузный тоннаж: зерновые подняли ставк

07.10.2009

Активный спрос на балкера со стороны зернотрейдеров обусловил рост фрахтовых ставок в сентябре текущего года. Ситуация также подогревалась благодаря незначительному дефициту судов.

Динамика Балтийского фрахтового индекса (БФИ) в сентябре 2009 г. для «панамаксов» носила неоднозначный характер: в первой половине месяца индекс рос, а затем постепенно начал терять свои позиции. В итоге БФИ для «панамаксов» остался практически на том же уровне, что и в начале месяца. Для «суперхендимаксов» динамика БФИ носила аналогичный характер с той разницей, что повышательный тренд продолжался гораздо дольше, а его снижение носило весьма умеренный характер. Благодаря этому в конце месяца индекс был на 234 пункта или на 13,5% больше, чем в начале сентября. Самым стабильным оказался БФИ для «хендисайзов», который в течение месяца вырос на 131 пункт или 15,5%.

Динамика БФИ в сентябре 2009 г.

Тип тоннажа

01.09

16.09

30.09

Панамакс

2230

2521

2276

Суперхендимакс

1732

2015

1966

Хендисайз

843

927

974

Источник: Clarkson

БФИ для «суперхендимаксов» по направлениям перевозок в сентябре 2009 г., $/сут.

Направление перевозки

Дата

01.09

16.09

30.09

Континент-Дальний Восток

30603

34767

35106

Черное море-Дальний Восток

31790

34940

34260

Дальний Восток-Континент

6561

7067

7461

Мексиканский залив США-Континент

32283

39061

35478

Континент-Мексиканский залив США

14206

15628

15169

Источник: Clarkson

Одной из главных причин такого благополучия на рынке стало начало зернового сезона (в середине сентября наблюдалась даже нехватка тоннажа для транспортировки зерна и соевых бобов из портов Атлантики), а также простои значительной части судов под погрузкой в портах Австралии и выгрузкой в Китае. Так, в портах Австралии к началу третьей декады сентября скопилось более 100 балкеров, ожидающих постановки к причалу. В Китае в середине сентября простаивало 67 балкеров, а средние простои по каждому судну составляли более 5 суток.

Наибольший уровень рейсовых тайм-чартерных ставок для балкеров «хенди» наблюдался для отправок из Мексиканского залива США. Так, «хендимакс» дедвейтом 53000 т был отфрахтован в направлении Средиземного моря по ставке $40000/сут., или более $0,75/т дедвейта в сутки. А «хендисайз» дедвейтом 35000 т в аналогичном рейсе получил ставку в $30000/сут., что составляет практически один $1/т дедвейта в сутки, что уже вполне сопоставимо с докризисным периодом.

Высокий уровень тайм-чартерных ставок для балкеров «хенди» сложился и в Черноморском регионе. Здесь на плече Портлэнд-Черное море-Читтагонг для судна дедвейтом 38000 т брокеры отметили ставку в $34000/сут. Для перевозки 20000 т зерна с Великих озер на средиземноморское побережье Турции фрахтователям были предложены ставки в районе $75-80/т, в то время как они рассчитывали увидеть ставку порядка $65/т. Правда, в последних числах сентября аппетиты судовладельцев уменьшились до $70-75/т.

Примерно такая же ситуация была и на Черном море, когда фрахтователи были весьма озадачены, получив ставку в $25/т на перевозку 35000 т пшеницы из Туапсе на средиземноморский Египет. Рассчитывая на ставку в $18/т на перевозку 25000 т пшеницы на средиземноморскую Испанию, Bunge увидел на рынке $22/т. Перевозка партии удобрений в 25000 т из Клайпеды на 3 порта Перу обошлась фрахтователям в $50/т, а 30000 т удобрений из Мууги на Сантос – в $40/т.

Фрахтователи не без труда нашли тоннаж под перевозку партии в 20000 т сахара из Бразилии на Черное море по ставке около $40/т. Аналогичная перевозка на Португалию обходилась фрахтователям в $32-34/т. Перевозка партии угля в 30000 т из Южной Африки на Турцию обошлась фрахтователям в $24/т. А перевозка партии угля в 40000 т из Николаева на Сантос по ставке $25/т показалась брокерам очень дешевой. О снижении в конце сентября тона фрахтового рынка в южноамериканском секторе балкерных перевозок свидетельствует отправка 25000 т зерна из Аргентины на Италию по ставке $30/т, которая является самой низкой за последнее время.

БФИ для «хендисайзов» в сентябре 2009 г., $/сут.

Направление перевозки

Дата

01.09

16.09

30.09

Континент-Южная Америка

11571

15093

16029

Континент-Северная Америка

11371

13586

13779

Южная Америка-Континент

13056

11961

14917

Источник: Clarkson

Коастеры и суда «река-море»

Ситуация на рынке коастерного тоннажа в сентябре 2009 г. заметно улучшилась по сравнению с предшествующей этому периоду буквально борьбой за выживание. Морские аналитики оценивают рост ставок в этом сегменте до 10-15% в зависимости от направления перевозок, рода груза, типоразмера (включая наличие/отсутствие грузовых средств) и возраста тоннажа. Уже в начале сентября на рынке сложилась ситуация, когда на 430 открытых позиций коастерного тоннажа приходилось 450 твердых отгрузок, т.е. наконец был достигнут баланс спроса и предложения.

Однако нетрудно заметить, что, несмотря на все признаки улучшения, коренного перелома на рынке пока что не произошло. Фактически ставки вернулись к уровню шестимесячной давности и во многих случаях позволяют судовладельцам лишь сводить концы с концами, немного отличаясь от уровня безубыточной перевозки. Правда, судовладельцы начали позволять себе отказываться от явно убыточных ставок на ряде направлений, предпочитая даже следовать в балласте до 5-6 суток, чтобы за счет основного плеча покрыть эти затраты.

Большую поддержку рынку коастерного тоннажа в сентябре оказали возросшие отгрузки зерна, причем во всех регионах, включая Балтику, Континент, Великобританию, Южную Францию, а также Украину и РФ. Тем не менее, судовладельцы не спешили выводить в эксплуатацию свои стоящие на приколе суда. Отчасти этому мешало тривиальное отсутствие средств на приведение судов в мореходное состояние, а также опасения, что после Рождества рынок может опять обвалиться.

Тайм-чартерный эквивалент, рассчитываемый NORBROKER для «коастеров» различной грузоподъемности, в сентябре 2009 г. составлял: (€/сут.).

Дедвейт, т

Начало сентября

Конец сентября

1250

1100

1200

1750

1300

1400

2500

1600

1700

3500

1900

2000

6500

2500

2650

В черноморском бассейне в сентябре наблюдался активное предложение зерновых и угля, несколько увеличился грузопоток стального проката в Турцию, Грецию и страны Северной Африки. Если в начале сентября стоимость перевозки 5 тыс. то зерна из Одессы в порты Адриатического побережья Италии сохранилась на уровне в $22-23/т, то в конце месяца уровень ставок на эти перевозки составлял уже $25-26/т. В пределах $2-3,5/т увеличились фрахтовые ставки на перевозку зерновых грузов.

В Азовском море в начале третьей декады сентября, несмотря на сопротивление фрахтователей, стоимость перевозки зерновых продолжала расти, правда, в основном только на дальнем плече перевозки. Одной из главных причин подорожания стала нехватка флота для перевозки зерна и задержки в портах погрузки (только в Ростове-на-Дону образовалась очередь почти из 50 судов), а также портах выгрузки на Ближнем Востоке и Севере Африки. Так, перевозка 3 тыс. т зерна из Азова в Александрию подорожала с $36 -37/т в начале сентября до $41,5/т в середине третьей декады. А ставки при спотовых отправках зерна в этот период доходили до $43-45/т. Правда, в последних числах сентября ставки вновь вернулись к уровню $40,5/т, т.к. экспортеры зерна сейчас имеют весьма ограниченные возможности для увеличения расходов на транспортную составляющую.

На фрахтовом рынке Средиземного моря в сентябре подорожали перевозки стального проката, строительных материалов и металлургического сырья. Помимо физического притока грузов этому способствовало сокращение количества судов «река-море» и коастеров, значительная часть которых оказалась задействованной на перевозках зерновых и угля из портов Азово-Черноморского бассейна. Брокеры также обращают внимание на активизировавшуюся отгрузку строительные грузов из портов Турции в Россию, Грузию, Египет и Анголу.

Адрес полной версии статьи: http://www.ugmk.info/print/art/1254835841.html

Другие материалы раздела

Последние новости